Высшая медицинская школа - работа со студенчеством

WEB-дизайнН.И. Пирогов всегда интересовался проблемами высшего медицинского образования. Ознакомившись с постановкой обучения студентов в русских и зарубежных университетах, хорошо зная требования жизни к высшей школе, ученый на протяжении всей своей деятельности указывал на необходимость изменения сложившейся в Российской Империи системы обучения.
WEB-дизайнМысли о том, как этого достичь, не покидают ученого и в Вишне. Вернувшись из поездки на фронты русско-турецкой войны, Пирогов не только пишет отчет о поездке, но и разрабатывает проект изменения академического обучения врачей в Петербурге. В проекте отмечены недостатки в постановке учебного процесса в Медико-хирургической академии. Некоторые из них, по мнению ученого, обусловлены тем, что Академия находится в ведении военного ведомства, которое недостаточно интересуется медициной. Пирогов предложил объединить Академию с университетом, что, как он считал, будет способствовать улучшению в ней процесса обучения. Вместе с тем, указывает ученый, такое объединение не должно привести к потере Академией своей самостоятельности и независимости. Н.И. Пирогов считал целесообразным такое объединение, во-первых, потому, что учащиеся Академии смогут пользоваться всеми преимуществами университетского преподавания и должны будут овладеть полным объемом знаний наравне со студентами других факультетов. Во-вторых, учебной работой в Академии будут руководить "эксперты врачебной науки", имеющие не только опыт, но и широкие сведения о ней, "наделенные достаточной независимостью в действиях и большим авторитетом". Нельзя не обратить внимания на то, что автор проекта требует от врача широкой эрудиции. Медицина, по утверждению Пирогова, состоящая из многих специальных разделов, не может ни процветать, ни даже существовать самостоятельно вне связи с другими науками и искусством. Следует отметить, что вопрос о передаче Академии в ведение Министерства народного просвещения обсуждался потом еще долгое время.
WEB-дизайнХотя предложения Н.И. Пирогова об изменении системы академического образования не были тогда осуществлены, однако в дальнейшем они оказали большое влияние на совершенствование медицинского образования в России.
WEB-дизайнВесьма ценные мысли об организации лекций, ведении практических занятий находим у Н.И. Пирогова в письмах, отправленных из Вишни сыну Владимиру. Выдающийся преподаватель, Н.И. Пирогов важную роль в обучении отводил лекциям. Преимущество лекций, по его мнению, состоит в том, что устное преподавание является мощным средством для обнародования новых, еще не опубликованных идей. Методика чтения лекций зависит от личных качеств преподавателя, от аудитории, от сложности предмета. В зависимости от этого лекции могут носить характер простой беседы или академически последовательного изложения материала. Н.И. Пирогов неустанно подчеркивал, что не следует сообщать на лекциях то, что можно узнать из книг. Опытные преподаватели, замечает ученый, действуют как дипломаты: не высказывают всего, что знают. Этому правилу следовал, в частности, и сам Н.И. Пирогов. Простой намек, недосказанная мысль иногда скорее пробудят любознательность у слушателя, чем самое подробное изложение вопроса, считал ученый.
WEB-дизайнА вот воспоминание одного из слушателей лекций Н.И. Пирогова, прочитанных им для врачей, работавших в симферопольских госпиталях в период Крымской войны в 1855 году: "Голос Пирогова не звучен и не гармоничен, скорее глух, таков, каким обыкновенно медики дают советы больным, больше шепоту, чем звуку: расстановка, уверенность и какой-то необыкновенно убедительный тон, не вызывающий никакого возражения, как непреложный глагол судьбы. Слог его по возможности сжат, короток, нередко лаконичен, но вместе с тем, что и составляет особенное достоинство его, ясен, точен, вразумителен, понятен до осязания. Я не медик и человек, далеко не посвященный в таинство медицинской науки, но редко случалось, чтобы я не понял какого-нибудь выражения Пирогова; я не понимал действия ножа на внутренние мускулы, потому что не знал расположения этих мускулов в организме человека, но мысль хирурга была постоянно доступна мне. В выражениях его не было никакой натянутости - говорил только дело, так что выбросьте из его фразы одно только слово и она делается бессмысленною; каждое слово его - была насущная необходимость смысла, было полно мысли и думы; выражения его были не изысканны, он не старался придавать им лоск или блестящую форму; так, нередко, фраза уже приходила совсем к концу, но видя, что она не выражает того, что он хотел бы выразить, он без сожаления бросал ее и начинал другую, более точную, более пластическую. Видно было, что этот профессор - мастер своего дела и что кафедра - мебель для него не новая. Метод преподавания его я нашел в высшей степени хорошим. Одет был Пирогов в свой обыкновенный черный длиннополый сюртук, огромная лысина его была покрыта круглою шапочкой, на груди, под сюртуком, была красная фуфайка. Лицо его было полно прелести и какой-то невыразимой миловидности... во взоре у Пирогова... есть что-то чарующее, влекущее к себе непостижимой силой, быть может,- это ореол гения, к которому бесспорно принадлежал этот человек".
WEB-дизайнЗначительное внимание Н. И. Пирогов уделял не только форме и стилю изложения материала, но и подготовке к лекции. Он советовал каждый раз упорно работать над изложением лекции. По мнению Пирогова, лектор обязан знать свою аудиторию. Поэтому он советует прежде всего познакомиться со своими слушателями. Ученый пишет сыну: "Будь хоть семи пядей во лбу, да если не знаешь обрабатываемой почвы... то ничего не поделаешь - хоть лопни". Не только изучать, но и уважать надо слушателей: "Уважайте вашу аудиторию... помните, что всякий ваш ученик - это будущий вы",- разъяснял ученый.
WEB-дизайнМысли Н.И. Пирогова о роли лекций в обучении, а также его указания на необходимость уделять особое внимание их содержанию и форме, тщательно готовиться к ним созвучны с современными взглядами на этот вопрос. Не утратил актуальности и тезис Н.И. Пирогова о том, что лекция особенно ценна тогда, когда лектор приводит данные собственных исследований, сообщает результаты экспериментов, делится клиническим опытом, когда он личным примером призывает слушателей к неустанным творческим поискам. Н.И. Пирогов был убежден, что высокий научный уровень лекций невозможно обеспечить, если лектор сам не будет заниматься научной работой и обогащать их результатами своих исследований. "Выгода от такого совместного занятия громадная... в научном отношении",- писал он в одном из писем к сыну, рекомендуя ему начать работу над докторской диссертацией. Пирогов решительно выступал за соединение в университетах научного направления с учебным. Остаются актуальными высказывания Н.И. Пирогова о необходимости эмоционального воздействия излагаемого на лекциях материала на слушателей, использования в них наглядных примеров. Не устарело его требование к лекторам не только глубоко продумывать и постоянно обновлять излагаемый материал, но и работать над формой его подачи, совершенствовать преподавательское мастерство. Весьма актуальны и другие высказывания ученого, в частности о необходимости гласного обсуждения качества лекций на заседаниях ученого совета и в печати. В этом отношении прекрасный пример подавал сам Пирогов. Будучи попечителем учебных округов, он систематически посещал подведомственные учебные заведения, присутствовал на лекциях и внимательно слушал их.
WEB-дизайнРедко выходил он из аудитории,- пишет один из очевидцев,- не побеседовав тут же, в присутствии студентов, с профессором о содержании прослушанной лекции. "Чем-то свежим,- продолжает автор воспоминаний,- веяло от этой беседы. Ее мог вести только человек великого ума".
WEB-дизайнУченого не удовлетворяло положение дел в русских университетах того времени, когда научная работа в них резко отставала от учебной. Университеты были, по его мнению, учебными учреждениями, приспособленными преимущественно к образованию людей должностных, готовящихся к государственной службе. С сожалением отмечал Н.И. Пирогов, что отдельные авторы резко разграничивали деятельность университета и Академии, заявляя при этом, что дело университета преподавать молодому поколению науки, а Академии - двигать науку вперед. Это противоречило убеждениям Николая Ивановича, смотревшего на преподавателя университета как на деятеля науки: "Кто учит, тот также подвигает науку вперед, а кто двигает ее вперед, тот также учит". Естественным желанием каждого "излагающего науку" является стремление быть ее "двигателем". "Отделить учебное от научного в университете нельзя. Но научное без учебного все-таки светит и греет. А учебное без научного, как бы ни была... приманчива его внешность,- только блестит". Это положение Н. И. Пирогова явилось одним из важнейших начал в области высшего образования. Требование соединить научное с учебным вовсе не означает недооценку учебного. Наоборот, оно подчеркивает исключительную важность учебного, поскольку требует от преподавателя умения не только пересказывать достижения других ученых, но и самому активно участвовать в развитии науки.
WEB-дизайнОсобое внимание при проведении научных исследований нужно уделять, по мнению Н.И. Пирогова, методу и направлению, тщательному сбору фактов, глубокому и всестороннему их анализу, сосредоточению сил и средств на изучении одного вопроса. Очень важно, подчеркивал ученый, учитывать в научных исследованиях достижения предшествующих лет. Пирогов считал необходимым концентрировать усилия в пауке на одном предмете. "Точное и глубокое исследование одного предмета приносит науке и человечеству гораздо больше пользы, чем все энциклопедические знания мира".
WEB-дизайнВ педагогической деятельности Н.И. Пирогов заботился преимущественно о соответствии школы требованиям жизни, о свободе научного исследования, воспитании в учителях и учащихся уважения к человеческому достоинству. Особое внимание уделял ученый проблемам наставничества, нравственного воспитания. "При моих взглядах на воспитание я главную надежду возлагал не на надзирателей и воспитателей ex officio, а на самих наставников, т.с., на знание и науку. Я полагал, что наука в руках дельного учителя есть единственное мощное средство в школах и к нравственному образованию. Дельный учитель в классе и при уроках всего лучше может узнать индивидуальные склонности ученика, его восприимчивость к высокому и прекрасному, его внимательность, развить которую есть главная задача учителя". Сказанное относится и к преподавателям высшей школы.
WEB-дизайнИ он воистину трудился в поте лица. Ученый-гуманист сеял зерна новой земской медицины, энергично боролся с болезнями, создавал научные труды, вел большую общественную работу.
WEB-дизайнВишенский период (1861 - 1881) в жизни и деятельности Н.И. Пирогова - один из самых творческих. К этому времени относится написание таких замечательных, обессмертивших имя ученого трудов, как "Отчет о посещении военно-санитарных учреждений и Германии, Лотарингии и Эльзасе в 1870 году", "Военно-врачебное дело и частная помощь на театре войны в Болгарии и в тылу действующей армии в 1877 -1878гг.", "Дневник старого врача", а также "Начала общей военно-полевой хирургии".
WEB-дизайнИз Вишни Н.И. Пирогов трижды ездил за границу, один раз - для руководства профессорским институтом в Германии и дважды - на театры военных действий со специальными поручениями Общества Красного Креста.
Сайт управляется системой uCoz